Использование ИКТ в работе классного руководителя
Актуальность и значимость перехода работы классного руководителя на новый этап с применением технических средств продиктована необходимостью внедрения личностно – ориентированного воспитания, которое предполагает сотрудничество между преподавателем и учеником.
Сейчас, при переходе от индустриального общества к информационному, главной задачей является увеличение роли информации и информационных телекоммуникаций, создание единого информационного пространства.
И если мы хотим ускорить этот переход, нам необходимо искать новые ресурсы в процессе воспитания, которые могли бы быть использованы учителями и классными руководителями в частности.
Использование ИКТ и его применение зависит от четкого представления, где и с какой степенью эффективности могут быть применены данные технологии.
Как пример - применение компьютерных технологий в современном образовательном процессе, существенно облегчающее трудозатраты по ведению документации классного руководителя, а значит, оставляющее больше времени для работы с учениками.
Использование информационных технологий позволило видоизменить содержание, методы и формы воспитания. Результаты этих изменений можно увидеть в следующем:
- Происходит формирование личности в процессе приобретения знаний, умений, навыков, а не простого заучивания.
- Интегрированное изучения предметов.
- Взаимодействие процессов обучения и воспитание.
- Познание мира осуществляется в результате создания его модели.
В последнее время многих коллег интересовал вопрос: А можно ли обратиться к помощи компьютера для организации работы классного руководителя???
Все ученики очень любят компьютер и проявляют к нему интерес, поэтому этот интерес всегда можно направить в нужное русло. Для этого нужно немного желания, немного терпения, немного свободного времени, любовь к детям и своей работе. Ведь современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Этого требует время. А педагог всегда должен идти в ногу со временем, улавливая малейшие изменения в обществе. Дети легче идут на контакт, если в педагоге, классном руководителе они видят грамотного, современного человека, умеющего использовать все прогрессивные технологии.
Сегодня стало возможным использовать информационные технологии при проведении классных часов, которые сразу для детей становятся интереснее и полезнее. Для проведения классного часа, внеклассного мероприятия педагоги используют презентацию. Множество фотографий, видеофрагментов, музыки позволяют заинтересовать абсолютно всех учащихся и воспитанников. Для подготовки к такого рода мероприятиям педагоги используют программу MS Power Point. Материал для тематических классных часов можно находить в Интернете, используя поисковые системы, в учительской газете, на лазерных дисках, в литературе и др. источниках. Фотографии, репродукции, рисунки и другие наглядные материалы можно сканировать.
Цель педагога при подготовке к мероприятию – организовать найденный материал совершенно в ином свете: сделать наглядным, понятным и интересным. Согласитесь, как можно говорить о Великой Отечественной войне, и не увидеть военных фотографий: голода, разрушений, сражений или радости Победы. А песни военных лет берут детей за душу. Видеохроники позволяют увидеть страшные кадры войны, дают детям понять, что такого не должно повториться. Во время классного часа ребята сами могут непосредственно использовать компьютер. Например, для поиска какой-либо информации в Интернет, для просмотра фотографий, для ответов на вопросы тестов или для участия в конкурсе компьютерных рисунков. В Интернет есть много познавательных сайтов, можно знакомить с ними ребят. Организовать это можно очень интересно: продумать заранее вопросы, на которые учащиеся будут искать ответы, сделать необычные схемы для заполнения.
На школьных праздниках компьютер стал незаменимым помощником. Все мероприятия, на которых удаётся использовать мультимедийный проектор, музыку, проходят на высоком уровне и очень нравятся детям. Презентации, видеозаписи и музыка реально вошли в жизнь нашего класса. Развлекательные и интеллектуальные мероприятия расширяют кругозор учащихся, развивают их мышление. А наглядность и высокий технологический уровень помогает нашим детям, живущим далеко от больших городов, идти в ногу со временем и иметь большие возможности для своего развития. Наиболее запоминающимися мероприятиями в нашем классе стали:
1.Мультимедийный проект к конкурсу песни и воинах России «Ты служи солдат» - 2 проекта (Крикун Е. к песне «Офицеры» и Крикун О. к песне «Генералам 12 года»)
2.Общепланетный «Я - Гражданин»
3. Политинформация к дню космонавтики.
Применяя ИКТ, классный руководитель может готовить разнообразные материалы для использования непосредственно при проведении классного часа, родительского собрания.
Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.
Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность – это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включение учащихся в жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечивать эту включённость. На сегодняшний день этим ресурсом можно пользоваться, так как интерес нового поколения к компьютерным технологиям возрастает.
В связи с этим отмечается положительная тенденция повышения компьютерной грамотности взрослых, самообразование педагогов, их стремление и способность применить свои умения на практике.
Рассмотрим возможные применения компьютерных технологии на практике:
1. Выставление текущих оценок, ведение журнала пропусков, сдача и проверка дневников, мониторинг успеваемости по четвертям и за год. Данные отчеты могут формироваться, например, с помощью электронных таблиц Microsoft Excel;
2. База данных по классу формируется, например, с помощью Microsoft Access.
В ежедневной работе классного руководителя часто приходится обращаться к многочисленным и, как правило, неупорядоченным данным об учениках класса, родителях, занятости учащихся во внеурочное время и т.д.
Для того чтобы собрать и упорядочить данные воедино, можно использовать базу данных Microsoft Access.
Каждый классный руководитель в своей работе пользуется различными диагностиками, которые требуют больших временных затрат на обработку и анализ. Здесь можно воспользоваться уже готовыми электронными вариантами популярных методик, например – социометрия. Она позволяет изучить неофициальную структуру класса, психологическую атмосферу, выявить лидеров и отстающих, антипатии и симпатии.
Традиционно, документационное обеспечение, которое сложилось, как система в образовательном учреждении имеет достаточно четко проработанную нормативную базу. Т.е. существуют общие принципы организации работы с документами, и речь идет о том, чтобы сделать систему документационного обеспечения организации классного руководителя, педагога дополнительного образования максимально эффективной с использованием вот этих самых современных информационных технологий.
Каждый педагог, беря на себя функции классного руководителя, сталкивается с ворохом документации. Ему необходимо:
в начале года уточнить списки класса;
собрать всю информацию о каждом ученике класса, заполнить соответствующую страницу в журнале;
отдельно подать необходимые данные медикам;
заполнить занятость в кружках и факультативах;
систематически отслеживать успеваемость и посещаемость;
в конце каждой четверти заполняется:
ведомость успеваемости;
ведомость посещаемости;
данные о детях, чьи родители работают в определенном заведении;
одноразовая списочная информация.
Традиционно, у каждого педагога существуют свои журналы, где и хранятся необходимые сведения о каждом ребенке. Для того, что бы сдать какой либо отчет, перебирается вся информация и вручную или на компьютере создается документ. Причем, каждый раз, как только готовится отчет, тратится немало времени на частично однообразную работу: написание списка, заполнение требуемых колонок. Тем более информация, собранная для отдельных отчетов больше года не хранится и анализ данных за несколько лет достаточно труден, если не сказать, невозможен.
На сегодняшний день назрела необходимость использования компьютера для облегчения труда педагога. Информационные технологии позволяют автоматизировать делопроизводство. Многими институтами создаются специализированные программные комплексы для управления школой.
Наверное, такие программы это – очень близкое будущее, т.к. любая автоматизированная система предполагает наличие компьютерной техники в каждом школьном кабинете. Однако любая автоматизированная система создается конкретными людьми под конкретное учебное заведение. А, так как в различных учебных заведениях, все-таки, есть свой стиль, то трудно найти систему, которая нравилась бы всем безоговорочно. И еще не маловажно такие программы стоят денег. В результате этого, по возможности и желанию любой педагог создает свой стиль документа от бумажного носителя до электронного.
В начале года в электронных таблицах Microsoft Excel можно создать список учащихся класса и сохранить для дальнейшего использования. Для этого детям раздается анкета, в которой предложено заполнить поля необходимой информацией. Если классное руководство не первый год в этом коллективе, то все равно предлагается анкета, с целью выявить изменения.
Вся информация из анкет переносится в базу данных. База данных создается на основе Microsoft Access , что позволяет хранить большие объемы информации, и, что самое главное, быстро находить нужные данные. Задаются поля, которые стандартно используются во всех школьных анкетах. Если в процессе понадобится дополнительное поле, то его легко создать, добавить в форму и заполнить. Перечислю основные поля:
Фамилия
Имя
Отчество
Год рождения
Домашний адрес
Телефон
Ф.И.О. матери
Место работы матери
Образование матери
Ф.И.О. отца
Место работы отца
Образование отца
Количество детей в семье
Категория семьи
Для заполнения базы можно создавать две формы: карточка ученика и карточка семьи. В первой карточке отображаются данные, касающиеся только информации об ученике. Эти данные чаще всего требуются для формирования различных отчетов для завуча, для медиков, для библиотеки и для создания различных заявок. Вторая форма создана с информацией о семье учащегося. Эти данные могут понадобиться при составлении отчета по количественному составу семьи, по материальной обеспеченности и социальному составу семей класса. База данных, Может содержать поля - номер личного дела и пол, номер паспорта. Имея такую базу, легко формировать различные виды отчетов. Кроме этого всегда можно воспользоваться этой информацией в начале следующего года, если у вас не изменилось классное руководство. К сожалению, журнал все равно придется заполнять вручную. Но сведения уже все будут у вас под рукой.
Ребята довольно живо интересуются своим положением в учебной деятельности. Вырабатывалось здоровое «спортивное» соперничество. Поэтому на стенде классного уголка можно вывешивать красочное сообщение рейтинга успеваемости. Завершая каждую четверть, классный руководитель создает сводную ведомость успеваемости класса. Обычно она выглядит в виде таблицы, где записан список класса по вертикали слева и перечень предметов по горизонтали вверху. По этому листу определяется количество отличников, хорошистов, имеющих
тройки и неуспевающих. Эти сведения позволяют проследить за интеллектуальным развитием ребенка, за его периодами роста и спада и сделать выводы на каком этапе времени можно добиться от учащегося максимального подъема в обучении.
Я не хочу сказать, что вся проделанная работа является новинкой. Каждый педагог, классный руководитель все проделывает в той или иной степени. Моя цель была показать, как можно использовать компьютерную технику в работе с документацией.
Если педагог увидит ценность данной работы, то он найдет очень много различных точек применения хранения и обработки информации не только в работе классного руководителя, но и учителя-предметника, педагога дополнительного образования.
И последнее, о чем не нельзя не сказать. Продвижение по выбранному пути – дело многотрудное и не скоро осуществляемое. Однако это путь творчества и развития Учителя и Ученика.
|