Сайт учителя химии и биологии Красняк К.А.

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Яндекс Метрика
Яндекс.Метрика
Рейтинг
Рейтинг@Mail.ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Гуманное воспитание ребёнка в семье.

Семья является сложнейшей подсистемой общества, выполняя самые разнообразные функции, главнейшая из которых - воспроизводство человечества во всех смыслах. Семья рассматривается в науке как колыбель цивилизации и сокровищница культурных, духовных ценностей.

Развитие теории семейной педагогики в России имеет несколько пунктирную историю. Основной акцент в исследовательских работах разных времен делался не столько на разработке теории семейного воспитания, сколько на изучении семьи (Т.А.Маркова), родительства (И.Кон), отдельных видов деятельности детей в семье (Г.Н.Гришина, Д.О.Дзинтаре), формировании силами родителей разных качеств личности ребенка (В.П.Дуброва, Л.В.Загик). Некоторые исследователи (И.В.Гребенников, И.В.Филин, А.Ю.Гранкин и др.) обращались к осмыслению взглядов педагогов советского и постсоветского периода (Н.К.Крупской, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили) в контексте семейного воспитания. Однако целостной, системной и методологически проработанной теории семейного воспитания, способной дать ответы на многочисленные вопросы родителей и педагогов, пока не создано. В настоящее время педагогическая наука подошла вплотную к необходимости научного осмысления основ и перспективы развития семейной педагогики, так как современная социокультурная ситуация требует активной реакции ученых на то, что происходит с ребенком до школы и вне школы.

Изменение социально-экономического строя в России заставило общество круто изменить свои духовные ориентиры. В советские времена часть воспитательных функций семьи была переложена на государство. Ребенок постоянно находился в зоне чьей-то ответственности, и его жизненная траектория, в зависимости от исходного положения семьи, была более-менее предсказуема. От ребенка требовалось лишь быть послушным, хорошо учиться и приносить пользу Отечеству. Взамен на это государство гарантировало социальную стабильность, предсказуемость и безопасность. Однако современная ситуация поставила родителей перед необходимостью готовить ребенка к нестабильному миру, вариативному образованию, «посягательствам» на его внутренний мир растущего человека со стороны СМИ, сект и продавцов наркотиков. На наш взгляд, целевым ориентиром семейной педагогики должна стать классическая формула, утверждающая, что ребенок не только готовится к жизни, но уже живет (Ш.А.Амонашвили). Поэтому в качестве ведущей идеи воспитания детей в семье выдвигается необходимость обеспечения родителями полноценной жизнедеятельности их питомцев на каждом возрастном этапе.

Задачами воспитания и обучения детей в семье являются развитие личности, ее уникальных природных сил, задатков, индивидуальных способностей, выработка ее высших благородных стремлений, использование для этого научно обоснованных средств и методов педагогического воздействия родителей на детей.

Проблемы семьи как базовой ячейки общества и семейно-брачных отношений всегда находились в сфере интересов педагогики, социальной философии и других наук. В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни, общественных отношений, системы ценностей, а семейные ценности были направлены на удовлетворение потребностей государства, развитие и совершенствование общественных отношений. Семейные ценности посредством традиций передаются новым поколениям как модель поведения в семье и обществе.

Вместе с тем, в общественной жизни постоянно складываются сложнейшие социальные взаимодействия с одной стороны, между реальными общественными отношениями и миром ценностей, утвердившимся в обществе, а с другой - миром ценностных ориентации личности. Развитие, совершенствование и благополучие человека, таким образом, находятся в тесной зависимости от «включенности» внутреннего мира человека во внешний мир, от их взаимодействия. В этой связи особую значимость приобретает согласованность индивидуальных и общественных интересов, что важно как для развития общества, так и для блага самой личности.

Семью справедливо называют единственным воспитательным институтом, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. В то же время большинство современных ученых считает, что успех формирования личности основывается на гармоничном сочетании семейного и общественного воспитания.

Семья представляет собой фундаментальную ячейку общества, социальный институт, одной из важнейших функций которого является воспроизводство новых поколений. В семье осуществляются социализация и воспитание личности ребенка, результаты которых обусловливаются социально-экономическими, политическими, культурными и религиозными факторами, личностными позициями родителей, старших членов семьи, стилем (укладом) семейной жизни, материальными ресурсами. Как специфический коллектив, семья вырабатывает у растущего ребенка представления о жизненных ценностях, целях, задачах и содержании жизнедеятельности семьи и общества, об отношениях человека к обществу, отдельным людям, труду, собственности. Обстановка в родительском доме налагает на ребенка печать на всю его жизнь. Общение с детьми, забота о них, родительская любовь, участие в воспитании составляют основу личной, семейной жизни людей. От того, как родители выполняют обязанности по отношению к детям, в какой мере они ответственны за здоровье, духовно-нравственный облик детей, как складываются их взаимоотношения с сыновьями и дочерьми, зависят содержание и характер семейного воспитания.

Именно в семье, особенно в раннем детстве, когда ребенок интенсивно впитывает жизненные впечатления, знания, овладевает опытом поведения, у него закладываются социальные основы личности. Современная семья может успешно реализовывать воспитывающую функцию, если родители всю деятельность, связанную с формированием личности детей, строят на научной основе и исходят из того, что воспитание растущего человека есть их естественная потребность и гражданский долг. Здоровый, гармоничный образ жизни семьи, гуманное отношение родителей к детям, благоприятный внутрисемейный психологический климат играют ведущую роль в семейном воспитании. Воспитание в семье есть систематическая помощь саморазвитию биологической и социальной природы детей, а также всестороннее усовершенствование личности в процессе ее жизнедеятельности с учетом заложенных природой сил и способностей.
Ребенок приобретает нравственные понятия и добрые чувства, прежде всего следуя примеру взрослых. Чутко улавливает он доброту своих родителей, проявляемую в отношениях друг к другу, к родным, соседям, товарищам по работе — вообще к людям. Даже слова родителей, то, как они говорят об окружающих, оставляют глубокий след в душе ребенка и во многом определяют, быть ему добрым или злым, доброжелательным или неприязненным. Доброта родительских помыслов, поступков и отношений создает светлую и радостную атмосферу жизни и развития детей.
Старшие приучают детей делиться игрушками и полюбившимися вещами, преодолевать детский эгоизм, презирать жадность и скопидомство. В семье детям прививается сочувственное отношение к слабым и больным, внушается мысль, что обидеть человека тяжкая вина.
Воспитывая у ребенка хорошие душевные качества, родители не ограничиваются наставлениями. Беседа о хорошем и плохом подкрепляется примерами и фактами, которые вызывают у ребенка переживания, закрепляются тренировкой детей в правильном, гуманном поведении.
Живо и непосредственно воспринимает маленький ребенок природу. Детская фантазия наделяет животных и растения человеческими чувствами, В представлении малыша животные и растения радуются и страдают. На отношении ребенка к природе воспитываются его чувства. Родители учат детей любить и оберегать зеленого друга, пернатых, разноголосых пациентов доброго доктора Айболита. Тем самым они сеют семена подлинной гуманности, которая в дальнейшем приобретает глубокий смысл, становится нравственным качеством, определяет поведение. Если ребенок жесток с домашними животными, разоряет птичьи гнезда, вытаптывает газоны, ломает деревья — это опасный симптом. Из такого ребенка может вырасти жестокий человек.
Великий воспитатель — книга. «Всем лучшим во мне я обязан книгам»,—писал Горький. Выбор книг имеет большое значение в воспитании нравственных качеств ребенка. А ведь чтение начинается в семье, и первыми руководителями детского чтения являются родители.
На жизненном пути подростка, юноши и девушки, а затем взрослого человека всегда встретятся такие обстоятельства, когда ему придется бороться со злом, утверждать добро и справедливость. Подготовка к достижению этой высокой цели начинается с детских лет.
Гуманизм решительно отрицает лицемерную христианскую проповедь всепрощения  и  любви к врагам. Воспитывая у детей чувство любви и доброжелательное отношение к людям, семья, так же как и школа, вырабатывает у них непримиримое отношение ко всему, наносящему вред  обществу.

Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений, усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дальнейшем его линию поведения и поступки. Этот процесс адаптации человека к условиям объективной действительности, или его социализация, осуществляется постепенно, последовательно, в соответствии с его психофизиологическим развитием, и происходит на протяжении всей его жизни. Особую роль в этом процессе занимают его детские и юношеские годы, когда социализация личности протекает наиболее активно. Этим обусловлена важнейшая роль семьи в развитии общества.

Семья - это мини-модель общества, в которой личность отрабатывает общественно важные коммуникативные качества. Как показывает многовековая история развития человечества, сформировать ребенка полноценным членом общества возможно только в условиях семьи, т. к. опыт коммуникации и процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека изначально закладывается и отрабатывается личностью в семейной практике.

С раннего детства через игры, традиционный уклад, быт старшие учат младших социальным отношениям, первоначальным навыкам того или иного труда, общению, добротворчеству, воспитывая и обучая одновременно. В этом отношении народные традиции выступают реальным регулятором развивающегося самосознания и поведения ребенка.

Детство - незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена теплыми лучами солнца, любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, ответственности и долге. Родительская любовь дает человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищенности.

В семье осуществляется физическое воспитание ребенка, воспитание его нравственных качеств, формируются трудовые навыки, дошкольник знакомится с окружающим миром, приобщается к миру прекрасного, т.е. происходит его всестороннее воспитание.

Семья как среда духовного развития личности ребенка обязана выполнять ряд функций. Прежде всего, родители должны воспитывать своих детей – это первейшая функция человека на Земле. Кроме того, дети большую часть времени находятся дома, под влиянием родителей. Эта задача не только педагогическая, но и социальная. От благополучия в семье во многом зависит воспитание детей.

Семья напоминает государство в миниатюре, в котором существуют свои неписаные законы, общественное мнение, нравственные понятия, вкусы и идеалы. Они чаще всего соответствуют общепринятым нормам общества. В большинстве семей царит дух демократизма и согласия, здоровый образ жизни, трудолюбие и бережливость, честность и справедливость. В таком «семейном государстве» воспитываются все качества личности: трудолюбие, честность, гуманность, заботливость, законопослушность, уважительность. Какие из этих качеств будут прививаться в семье, такие плоды придется пожинать обществу и родителям. Дети в младшем, подростковом, да и в старшем школьном возрасте наследуют многие черты своих родителей в силу социальной преемственности и влияния родителей. Поэтому родителям всегда нужно помнить, что воспитание детей идет не только тогда, когда поучают, приказывают, поощряют или наказывают, но постоянно, всем своим поведением, обстановкой дома, разговорами о своей работе, об отношении к своему производству, соседям, государству. Здоровая домашняя обстановка – это и есть наглядный пример воспитания детей.

В нашем быстро меняющемся мире именно семья продолжает оставаться незаменимой ценностью, отказываться от которой человечество пока не собирается. Поэтому надо что-то менять в самой семье и в отношении общества к ней, обратив особое внимание на формирование прочных нравственных связей между родителями и детьми, на создание в семье атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг к другу. Только тогда семья станет для ребенка не только источником и основой психологического благополучия, но и эталоном создания своей собственной семьи в будущем.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: krasnjak (04.02.2015)
Просмотров: 323 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Время
Погода
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Krasnjak © 2024